Международные стандарты финансовой отчетности и их применение на территории Республики Беларусь

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это базирующаяся на единых Концептуальных основах система требований к признанию, оценке, представлению и раскрытию информации в финансовой отчетности публичных компаний.

В основе причин возникновения МСФО лежит глобализация экономики — объективно протекающий процесс, связанный с возрастающей открытостью национальных экономик, ростом их взаимозависимости, углублением интеграции в мировую экономику и, как следствие, интернационализацией систем бухгалтерского учета и отчетности.

В 1973 году в Лондоне соглашением профессиональных организаций из 10 стран (Австралии, Канады, Франции, ФРГ, Японии, Мексики, Нидерландов, США, Великобритании и Ирландии) была создана неправительственная частная профессиональная организация — Комитет по международным стандартам (IASC), который наладил тесное сотрудничество с Международной федерацией бухгалтеров. В 1973—1989 гг. основой деятельности IASC стало обобщение практики ведения учета в экономически развитых странах, представление и раскрытие информации в финансовой отчетности, а итогом — документы (в виде набора правил и разъяснений) под общим названием «международные стандарты бухгалтерского учета».

Период с 1989 по 1995 гг. принято считать началом формирования системы МСФО как системы стандартов, базирующейся на единых концепциях (принципах). В 1989 г. Комитет по международным стандартам (IASC) разрабатывает Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности. Ряд развивающихся стран (Сингапур, Малайзия, Кипр и др.) принимает международные стандарты в качестве национальных систем бухгалтерского учета. Некоторые европейские компании начинают добровольно использовать МСФО для составления консолидированной отчетности. Появилось мнение о том, что переход на МСФО способствует привлечению международных инвестиций.

В 1995—2000 гг. разрабатываются ключевые наборы стандартов, согласованные с авторитетными международными организациями. Так, международная организация комиссий по ценным бумагам рекомендовала МСФО в качестве основы составления отчетности для листинга на любых биржах мира.

В эти же годы законодательства ведущих европейских стран (Германии, Франции, Италии, Австрии, Финляндии) разрешают использовать МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности. Тем не менее основой составления финансовой отчетности в этих странах по-прежнему являются национальные стандарты. Как и в США, рынки капиталов которых являются наиболее развитыми и привлекательными, до настоящего времени используется национальная система учета GAAP. Теоретики и практики бухгалтерского учета Северной Америки не признают МСФО, полагая, что американская система лучше подходит для использования в странах рыночной экономики. Благодаря крупному американскому фондовому рынку GAAP наиболее востребована компаниями, размещающими свои ценные бумаги на рынке капитала. Отчетность же европейских компаний, основанная на принципах МСФО, на биржах США и Канады признается только после внесения определенных корректировок, приближенных к американским стандартам.

С 2000 года начался новый этап развития МСФО — этап конвергенции (сближения) международных и национальных (в первую очередь, американских) стандартов, что в конечном счете должно привести к формированию глобальных стандартов финансовой отчетности.

Необходимо четко понимать, что международные стандарты финансовой отчетности не являются нормативными правовыми актами. Они разработаны Фондом Комитета по МСФО в порядке частной инициативы, поддержанной профессиональными организациями — членами Международной федерации бухгалтеров. Правовой статус международным стандартам придает решение законодательного органа на национальном либо межнациональном уровне. В Республике Беларусь таким законодательным органом является Совет Министров. Для сравнения: в Евросоюзе одобрение МСФО происходит по специально утвержденной процедуре.

МСФО не являются правилами и не предполагают однозначную трактовку. Во многих случаях допускается применение профессионального суждения специалистов особо высокого класса, оценки вероятности, прогнозных данных, технических оценок и расчетов. Подготовка указанных специалистов обеспечивается организациями профессионального образования и обучения в областях финансовой отчетности, бухгалтерского учета.

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» определил правовые и методологические основы составления, представления и публикации отчетности в соответствии с МСФО, которые вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь.

Согласно действующему законодательству, годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь с 2016-го и в последующие годы будут составлять только общественно значимые организации. Общественно значимые организации — это открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий или основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации.

Составление общественно значимыми организациями отчетности по МСФО не освобождает их от составления отчетности по национальным стандартам по правилам, установленным Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, подписывается ее руководителем или иными лицами, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами организации. Эта годовая отчетность вместе с аудиторским заключением по ней предоставляется в Министерство финансов Республики Беларусь не позднее 30 июня года, следующего за отчетным, и размещается на сайте общественно значимой организации в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

На должность главного бухгалтера общественно значимой организации назначается лицо, у которого: имеется высшее образование, в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставляющее право работать по специальности бухгалтера; стаж работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет; сертификат профессионального бухгалтера; отсутствует непогашенная или неснятая судимость за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» определены полномочия общественных организаций (объединений), ассоциаций (союзов), созданных в соответствии с действующим законодательством. Они имеют право участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности, разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых при подготовке к аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера, оказывать методическую и иную помощь организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, представлять интересы бухгалтеров в международных профессиональных организациях.

Старейшей республиканской профессиональной организацией бухгалтеров является общественное объединение «Белорусская ассоциация бухгалтеров» (ОО «БелАБ»).