В помощь бухгалтеру

Положение о бухгалтерии, содержание и порядок утверждения

Для оптимизации руководства структурными подразделениями (отделами, цехами) приказом руководителя утверждается положение о структурном подразделении предприятия – документ, определяющий статус и место подразделения в системе управления, регламентирующий его деятельность и внутреннюю организацию.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» руководитель организации может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. В таком случае правовое положение бухгалтерии, ее административная и функциональная подчиненность регламентируются Положением о бухгалтерии, которое разрабатывается главным бухгалтером или юристом, согласуется со всеми отделами (службами) предприятия и утверждается руководителем предприятия. При разработке Положения руководствуются действующими законоположениями, инструкциями и приказами вышестоящих организаций по правовым, экономическим и производственным вопросам, а также по вопросам организации бухгалтерского учета.

Положение о бухгалтерии может включать следующие разделы:

  • общие положения;
  • задачи и функции;
  • структура и штаты;
  • взаимоотношения бухгалтерии с другими структурными подразделениями предприятия;
  • права;
  • ответственность;
  • показатели оценки работы бухгалтерии и формы стимулирования качества труда;
  • заключение.

В разделе «Общие положения» приводятся общие сведения о бухгалтерии:

  • название подразделения, осуществляющего ведение бухгалтерского учета;
  • степень самостоятельности и подчиненность;
  • порядок назначения на должность и освобождения от занимаемой должности главного бухгалтера;
  • порядок выдачи главному бухгалтеру письменных распоряжений руководителя по оплате счетов предприятия, сведения о том, кто имеет право выдавать распоряжения в отсутствие руководителя организации;
  • замещения при отсутствии главного бухгалтера (отпуск, болезнь, командировка);
  • перечень основных нормативных правовых актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей работе.

В разделе «Задачи и функции» дается перечень общих и конкретных задач, выполнение которых возложено на бухгалтерию, в частности:

  • организация достоверного учета денежных средств, имущества и готовой продукции предприятия, фондов, резервов, затрат на производство и реализацию продукции, кредитных и расчетных операций;
  • осуществление оперативного контроля за рациональным использованием производственных ресурсов, соблюдением смет и нормативов;
  • составление бухгалтерской отчетности и представление ее в установленные сроки соответствующим органам;
  • разработка и внедрение рациональных форм и методов обработки учетной информации и ведения аналитического и синтетического учета;
  • разработка указаний по ведению учета и составлению отчетности внутри предприятия;
  • участие в проведении экономического анализа итогов работы предприятия и его внутрихозяйственных подразделений;
  • подготовка резерва кадров счетных работников, повышение их квалификации, разработка и утверждение должностных инструкций для работников бухгалтерии.

В разделе «Структура и штаты» приводится перечень подразделений бухгалтерии (отделов, секторов, групп), наименование и количество должностей в них.

Раздел «Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями» включает характеристику взаимосвязей бухгалтерии со всеми службами и подразделениями предприятия по формированию как входящих, так и исходящих потоков учетной информации. Например, планово-экономический отдел представляет бухгалтерии планы производства продукции, нормы затрат труда, сырья и материалов, расценки, плановые и нормативные калькуляции себестоимости производимой продукции. Бухгалтерия, в свою очередь, представляет планово-экономической службе фактические данные о производстве и реализации продукции, использовании фонда оплаты труда, затратах на производство продукции.

Страницы: 1 2