В помощь бухгалтеру

Новый порядок оформления карточек с образцами подписей, представляемых банку (со 2 ноября 2007 г.)

С вступлением в силу со 2 ноября 2007 года Инструкции о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов (утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.06.2007 г. № 127) должна использоваться новая форма карточки с образцами подписей и оттисками печатей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При открытии счета юридическими лицами – резидентами карточка удостоверяется нотариально. Местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным организациям, имеющим вышестоящую организацию, а также структурным подразделениям, наделенным правом юридического лица, входящим в систему органов государственного управления Республики Беларусь, карточку также может удостоверять вышестоящая организация.

Право первой и право второй подписи ограничены законодательством. Право первой подписи предоставлено руководителям юридических лиц. По решению руководителя право первой подписи может быть предоставлено и другим лицам (за исключением главных бухгалтеров, бухгалтеров или иных лиц, имеющих право второй подписи).

Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» руководителям организаций предоставлено право в зависимости от объема учетных работ и экономической целесообразности передавать ведение бухгалтерского учета сторонним организациям или индивидуальным предпринимателям. В этом случае в штате организации отсутствуют лица, имеющие право второй подписи, и в банк предоставляется карточка с образцами только первой подписи документов и записью об отсутствии второй подписи для проведения расчетов в безналичной или наличной форме. Однако это положение противоречит Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», в котором говорится, что денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера (уполномоченного им лица) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Кроме того, данным законом установлено, что руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом или в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

С 1 января 2007 г. согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» действие данного закона не распространяется на индивидуальных предпринимателей, которые должны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.

Указом Президента Республики Беларусь унитарные предприятия с численностью работников до 15 человек и объемом реализации до 600 млн. руб. в год, могут не вести бухгалтерский учет, а доходы и расходы учитывать в книге установленной формы. В случаях, когда законодательство допускает ведение бухгалтерского учета руководителями самостоятельно, а также когда организации освобождаются от ведения бухгалтерского учета и ведут только книгу учета доходов и расходов даже при наличии в штате должности бухгалтера, право второй подписи может отсутствовать.

У вновь создаваемых юридических лиц, регистрируемых частных предпринимателей, при реорганизации, изменении наименования или подчиненности юридического лица, изношенности или утери печати, а также в иных предусмотренных законодательством случаях, руководитель банка по заявлению владельца счета предоставляет срок (но не более 1 месяца), необходимый для изготовления печати. Порядок оформления документов в этот период банк также вправе устанавливать самостоятельно. Как правило, в этих случаях предоставляется временная карточка с образцами подписей лиц, временно имеющих право первой и второй подписи документов, для проведения расчетов в безналичной и наличной форме.